Запись в кружки

pdfРаспоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №2598-р от 15.09.2021

pdfВ помощь учителю

pdfПлан мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможно оценить вне контекста международных исследований качества образования, выделяются три типа индикаторов:

  • функционирование образовательной системы в целом (например, охват, финансирование, дифференциация);
  • характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии);
  • образовательные результаты.

Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017 года.

Особый интерес в этом ряду представляет исследование PISA, в программе которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений.  Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, т. е.  проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований. Подробное описание самого исследования, а также результаты его проведения в течение нескольких лет представлены на сайтах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Центра оценки качества образования.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

грамотность в чтении - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

грамотность в математике - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

грамотность в области естествознания - способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

С 2018 года в исследовании выделено еще направление - глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

pdfВидеоматериалы по функциональной грамотности

В рамках всероссийской просветительской Эстафеты «Мои финансы» прошла лекция для старшеклассников "Финансовая безопасность всей семьи". Мероприятие собрало подростков, заинтересованных в практических знаниях по защите семейных сбережений и финансовой грамотности.

Лекция сочетала презентацию и интерактив: кейсы, тесты на внимательность к мошенническим схемам, обсуждение реальных ситуаций. Участники получили памятки с основными правилами финансовой безопасности и чек-лист для семейного бюджета.

Подростки узнали, как защищать свои и семейные средства в цифровую эпоху, получили навыки критической оценки финансовых предложений и рекламы, а также была усилена мотивация к совместному планированию семейных финансов и открытым обсуждениям экономических вопросов дома.

Лекция стала важным шагом в формировании у старшеклассников ответственного отношения к деньгам и укреплении финансовой безопасности семей.

eAGEhdnH1G62SlO3UYEG-HfAvthRlQISyFsPYEGyG1wFfQmZNRTtMlaXC1hd1Cu3woNQzfTszZQnRBE8pkVDkSgy jAfzz-fsIc2qW09_OsCbqN6OLqBMQOpC6YsuULixjuD_Os6dfsXeAtPBf3gQq-Nfkc2hIwiNAwzfRdaYpCbsIOe2 R1_zCMOrqeDrtkcPsY5Ig-zhGGk8XbOs6dniNS6ZflhtyGKh46PcVJkJ_7PhyHoO4tTXcVXv4PaCti8lFF9-c1Hk Tyct90EBV9ulmj6SjtY2A2jz28ciNp9Y9ql7ADyvdabd5nqHoy9FUPq-EihBRbgbEk23plzG2UGUbtXY1GGswNse (1) Tyct90EBV9ulmj6SjtY2A2jz28ciNp9Y9ql7ADyvdabd5nqHoy9FUPq-EihBRbgbEk23plzG2UGUbtXY1GGswNse zijLYSiC3Pvs49-Yw0M2w2R8FEoVBu44d-RBU3abJ4RqQyreZ_jYeXUnedvLqcm2iew450yUqAI67JTiNhaPsLdG

 

В рамках всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы» в Лицее прошла акция «Финансовая безопасность всей семьи». В ходе проведения акции участники получили понятные и применимые инструменты для защиты семейных сбережений и управления расходами. Родители отметили полезность практических советов и простоту подачи материала, а ученики интерактивность и реальные примеры мошенничества, которые можно встретить в жизни.

Акция показала, что даже в школьном формате можно эффективно повышать финансовую грамотность и безопасность семей — особенно когда молодёжь сама берёт инициативу в свои руки.

-_N4v0D0FCzEZq0pyNHY2D24HTQ71k8WZVBO-gHL7zXM8Z-1bp2vfCc5bJ3Hi7oMqdmXRGqRmMU2mEa3piRZytI6 2hcF5CWNtoeufQTsCj0Vh0fosklRJzYANe7nXLVW2AOXdCgP3kYg-Ztukvnw96AurvfXmbdqz4O2Wmvbg_9QyUvy 7hkOP-F9X7Ms9Whkie4CGM8XwXPIKubS8jR6TRQ1OsyGfF92Q3ThX4yX5Ds9CH___V9femorbXikzxa74IszNaFT hh_aiTgt5vPrWoHJ27xVhMpP7lpb4H0yPxCEzDI1uhjDlkQVkj_ihAwsq18DyH-UcZ5rfmBdIGiHcyDRyhfzK_b2

 

© ГБОУ Лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга
Создание сайтов Санкт-Петербург